Физкультурно-оздоровительная работа
Основные задачи по сохранению и укреплению здоровья
Укреплению здоровья детей, повышению сопротивляемости организма каждого ребёнка способствует организация физкультурно-оздоровительной работы. Три раза в неделю организуются физкультурные занятия в музыкально-спортивном зале и на воздухе с использованием профилактических упражнений для формирования и коррекции осанки, для профилактики плоскостопия, психогимнастика, подвижные игры, музыкально-ритмические упражнения, активный отдых. Еженедельно в каждой группе проводятся подвижные игры на свежем воздухе. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе.
Особое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия как важная составная часть физической культуры содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому у нас выработана система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временами года, возрастом и индивидуальными особенностями здоровья детей. В период отопительного сезона (октябрь-апрель), два раза в неделю во всех возрастных группах проводится организованная деятельность по плаванию. Плавание - одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка - содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Во время их проведения обеспечивается оптимальный двигательный режим. Создается положительный психологический фон во время проведения занятий, здоровый микроклимат.
Во время плавания закрепляются уже имеющиеся у дошкольников умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют упражнения и подвижные игры, выполняемые ими, например, в зале. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка — скольжения на воде. Этот навык - базовое движение в плавании, а его формирование во многом зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах, служит основой для успешного овладения школьной программой.
Плавание оказывает на ребенка благотворное психологическое воздействие - вызывает положительные эмоции. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому правильно организованная деятельность способствует развитию у дошкольников волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.
Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.
Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка. Для этого в ДОУ созданы необходимые условия для обучения дошкольников плаванию. Имеется крытый малоразмерный бассейн, создающий возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с младшего возраста. При бассейне есть раздевальная, оборудованная шкафчиками для полотенец и одежды, аппаратами для просушки волос, душевые, санузел. Бассейн оборудован вентиляцией и соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Имеется необходимый инвентарь: плавательные доски, разделительная дорожка, обручи, мячи, плавающие и тонущие игрушки.
Основной целью содержания обучения плавания в ДОУ является:
· обучение детей дошкольного возраста плаванию;
· закаливание и укрепление детского организма;
· обучение каждого ребёнка осознанно заниматься физическими упражнениями;создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем).
Решаются задачи по формированию навыков плавания, бережного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены, умения владеть своим телом в непривычной среде. Обучение плаванию ведёт воспитатель, имеющий специальную подготовку, знающий анатомо-физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста, соблюдающий технику безопасности занятий на воде, владеющий приёмами страховки и оказания первой медицинской помощи. Он занимается организационными вопросами и руководит воспитательно-образовательным процессом, проводит занятия, беседует с воспитателями групп и родителями. Вместе с медсестрой проверяет условия проведения занятий, приучает детей к строгому соблюдению правил гигиены. Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы, т.к. только сочетание организованной деятельности в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма. Занятия проводятся по подгруппам из 8-12 человек, 1 раз (во второй младшей и средних группах) и 2 раза (в старших и подготовительных к школе группах) в неделю продолжительностью от 20 до 45 минут. Занятия по плаванию продолжительнее занятий по физкультуре на 5-7 минут, которые отводятся для свободного плавания в конце каждого занятия. Во время плавания присутствует медицинский работник и помощник. Нагрузка дозируется за счет количества повторений одного упражнения, количества упражнений (особенно дыхательных), темпа выполнения упражнений, температуры воды и воздуха в помещении бассейна. Обязательное условие для занятий – хорошее самочувствие ребёнка. В процессе физкультурной организованной деятельности создается положительный эмоциональный настрой, уделяется внимание развитию основных видов движений. По формированию у детей двигательной культуры используются методические рекомендации Хухлаевой Т.В., Фроловой В.Г., Глазыриной Н.Н.. Организуются разнообразные формы проведения: сюжетно-игровые, игры-соревнования, занятия-путешествия. Ведется работа над индивидуальными картами здоровья физического и двигательного развития дошкольников.